Главная БойченкоГоробецИсторияКрымскаяТарскаяТеатр глазами администрации
Новгородский театр на Международном театральном фестивале в Бергене (Норвегия) В норвежском городе Берген был проведен очередной Международный театральный фестиваль. Присутствовали на этом мероприятии и представители российского театра. Так, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» с 31 октября по 4 ноября презентовал публике свой спектакль «Принц и дочь великана».
Гастроли Украинского театра в Москве Недавно в столице закончились гастроли Закарпатского государственного русского драматического театра (Украина, г. Мукачево). Прежде чем приехать в Москву, театр показал свои работы во Владимире и Костроме. Такие спектакли, как: драма А. Дударева «Рядовые», трагикомедия А. Галина «Конкурс», мистическая комедия И. Фридберг «Дура, это любовь» и сказка для детей Е. Тыщука «Принцесса без горошины», пользовались успехом у российских зрителей.
Детский Музыкальный Театр им. Н.И. Сац Горобец
Горобец
Надежда Григорьевна - директор театра.
Вот уже в который раз слухи о неудачах, туманном будущем и бедственном положении алматинского ТЮЗа оказались сильно преувеличенными. Более того – Государственный Академический Русский театр для детей и юношества им. Н. Сац с точностью до наоборот - находится в добром здравии, полон творческой энергии и амбициозных планов. И это не громкие слова. Это - рабочая реальность театра, который каждый день встречает своих зрителей. И вечером, конечно, тоже встречает, но чуть реже. Потому что самый главный зритель этого театра приходит туда днем. Потому что ТЮЗ- это детский театр.
Мы двигаемся по зданию ТЮЗа вместе с директором театра Надеждой Григорьевной Горобец. Эта хрупкая элегантная женщина девять месяцев руководит сложным, где-то даже взрывоопасным, но все же творческим механизмом, имя которому- театр. Девять месяцев – это «уже» или «всего» И что сделал за этот символичный срок новый руководитель Надежда Григорьевна считает только то, что и должна была сделать.
- Надежда Григорьевна, простите за невольную аналогию, но девять месяцев- это срок, в результате которого должно родиться что- то новое..
- (улыбается). Мы не начинали с нуля, поэтому ничего принципиально нового не родилось. ТЮЗу в будущем году исполняется 60 лет, и сегодня мы просто ищем новые пути развития, новые ресурсы. Детский театр всегда был уникальным образованием. Не случайно еще в 1945 году правительство Казахской ССР выделило огромные средства, чтобы ТЮЗ стал для детей воплощением сказки. Наталья Сац говорила, что детский театр начинается уже с дорожки, по которой ребенок входит в свою мечту, теплый и добрый дом. Таким было старое здание алматинского ТЮЗа, если помните…
- Помню. Сейчас на этом месте возводят устрашающе огромный жилой комплекс…
- …а специальных зданий для детских театров нет. Их надо строить, продумывая каждый уголок, каждую мелочь. Здание, в котором разместился наш театр, хорошее, но над ним надо много работать, чтобы превратить его именно в детский театр. Мы уже отремонтировали зал, фойе, поставили аквариум, организовали выставку детских рисунков и выступления учащихся музыкальных школ, но все же до детского храма искусства нам еще далеко…
- Для воплощения мечты не хватает денег?
- Что касается денег, то Министерство культуры и акимат Алматы выделяют нам достаточно средств. Но это так называемое «программно- целевое финансирование». То есть если нам выделили деньги на ремонт зала, мы можем их потратить только на это и ни в коем случае, например, на повышение зарплаты артистов. Они ведь получают очень мало.
- Даже неудобно спрашивать…
- Неудобно отвечать! В среднем артист ТЮЗа получает сто долларов, а заслуженный- до 18 тысяч тенге. Можно ли прожить на эти деньги, не говоря уже о том, что артист- профессия публичная, и он должен всегда прекрасно выглядеть, заботиться о себе, чтобы быть способным заниматься искусством, а не поиском денег.
- Когда ситуация может измениться?
- В Министерстве культуры обещают, что с января будущего года театры, имеющие звание академического, будут финансироваться по- другому, и зарплаты сотрудников театра вырастут.
- Получается, что искусство нельзя творить без денег?
- Конечно. Тем более, что за стенами театра- рыночные отношения со своими законами и требованиями. Директор - это экономист, который думает о судьбе театра и каждого актера в отдельности. Театр должен уметь «вписываться» в свои экономические возможности.
- А как же творческий рост Обычно директора театра воспринимают как «крепкого хозяйственника», который должен обеспечить материальную базу для «полета творческой мысли»…
- Тогда этот хозяйственник должен называться не директором, а, например, завхозом! Мое образование филолога и экономиста, человека, который занимается театром уже почти 20 лет, позволяет решать разные задачи театра. А цель у коллектива одна- чтобы русский ТЮЗ сохранил свои прекрасные традиции и сумел сказать новое слово в искусстве.
- Новое слово - это новые формы, новые имена, новый репертуар?
- Сегодня мы испытываем колоссальные трудности с драматургическим материалом. Ведь в ТЮЗе для каждого возрастного периода ставятся свои спектакли. Для самых маленьких зрителей – это сказки, а для среднего возраста ( 10-14 лет) пьес практически нет. В это время детей начинают «грузить» либо взрослыми проблемами, либо диктовать им прописные истины, которые им уже не интересны. Считается, что играть для детей сложно, но писать- еще сложнее. Дети не должны в театре воспринимать жестокость, подлость и уродство взрослых отношений.
- А как же мнение о том, что детей нужно готовить к взрослой жизни- жестокой и беспощадной
- Да мы же искусственно вырываем детей из детства! Потом в их присутствии перестаем смущаться говорить о самых откровенных и совсем недетских вещах. А потом вдруг удивляемся, почему это ребенок вдруг стал таким циничным и жестоким. Поэтому задача театра- в яркой, увлекательной, современной форме внедрить в сознание детей общечеловеческие ценности. Но не в жанре «ужастиков», а по принципу – «добро побеждает зло».
- И это будет правдой жизни?
- Это будет реальностью, которую каждый человек творит для себя сам. В детском возрасте в сознание закладываются очень важные вещи доброта, патриотизм, честность, любовь. Поэтому ТЮЗ и особенный театр, что здесь всегда работали художники, педагоги. Основатели детского театра Н.Сац и А. Брянцев говорили, что «ТЮЗ- это союз художников, мыслящих, как педагоги, и педагогов, способных чувствовать как художники». И цель детского театра- не удовлетворение «эго» художника, пусть и очень талантливого, а воспитание будущего гражданина.
- Но ведь процесс воспитания детей сегодня переживает кризис?
- Я сейчас вспомнила слова знаменитого скульптора З. Церетели «Я встаю утром, красиво вижу мир и начинаю творить». Если художник будет видеть мир красивым, то процесс воспитания принесет несравнимо лучшие результаты.
…Директор театра старается незаметно посмотреть на часы. Беседа затянулась, а дел сегодня еще много встреча с драматургом, который принес новую пьесу, решение финансовых вопросов в министерстве, утверждение плана новогодних утренников. Кроме того, в театре готовятся к премьере «Двенадцатой ночи» Шекспира – надо бы посетить репетицию. Актеры с удовольствием «входят» в новый спектакль, занимаются вокалом, хореографией, фехтованием – ведь «Двенадцатая ночь» - самая зрелищная пьеса великого английского драматурга. Мы идем к выходу, и я успеваю задать последний вопрос?
- Надежда Григорьевна, так кто же все- таки современный директор театра - финансист, менеджер, педагог или художник
- Все вместе. Но вы забыли самое главное прежде всего это человек, который очень любит театр…
Copyright 2008 detskijmuzteatrsac.theatreplanet.ru Все права защищены. Создание сайта. Раскрутка сайта. Все права на материалы, находящиеся на сайте detskijmuzteatrsac.theatreplanet.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ.